Ода научной фантастике
Наше поколение (условно 1970 -1980 гг рождения), в некотором смысле, уникально. Мы успели застать эпоху Советского Союза, где строили коммунизм. Затем, пройдя через горнило горбачевской перестройки, оказались в совсем иной реальности старого/нового капиталистического (или феодального, кому как) проекта современной России.
Мы помним, как в школе учили, что единица — вздор, единица — ноль (В.В.Маяковский), как успешных торговцев называли спекулянтами, как двери в дома были сделаны из фанеры, а ключ лежал под входным ковриком, и все об этом знали. И никто не парился по этому поводу, потому что подавляющее большинство населения жило более-менее одинаково, и красть в квартире было нечего, кроме чешского хрусталя.
Мы знали времена, когда не существовало Интернета и гаджетов, по телевизору показывали два канала, а компьютеры существовали только в фантастических рассказах, которые и были окном в будущее.
Древние китайцы, проклиная кого-то, говорили: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». К сожалению или к счастью, наше время по-другому не назвать.
В последний, примерно, год у меня возникло стойкое ощущение, что мы опять попали в некий уникальный период, когда мир переходит через очередной Рубикон и прямо сейчас становится совершенно иным. И связано это с технологиями, в первую очередь, искусственного интеллекта (ИИ).
Наверное, такие же чувства были у наших родителей, когда в 60-х годах началось активное освоение космоса. Казалось, что ещё чуть-чуть — и мы полетим колонизировать Луну, Марс и Венеру, а то и дальше, к далёким звёздам. Это время ознаменовалось расцветом научной фантастики, как жанра, дав человечеству имена Станислава Лема, Айзека Азимова, Роберта Шекли, Стругацких и многих других.
Однако потом, когда мы не нашли братьев по разуму, это воодушевление сменилось разочарованием. Люди снова почувствовали себя одинокими среди чёрной пустоты Космоса. Научная фантастика сменилась фэнтези, и человечество начало искать истину не в будущем, а в прошлом. Модерн перешёл в постмодерн.
Но история сделала круг по спирали, и, с появлением и бурным развитием компьютерных технологий, Всемирной паутины и нейросетей, как самого топового современного направления науки и техники, у человечества вновь появилась надежда найти себе собеседника (а то и учителя) , но уже не в виде зелёных человечков, а в образе компьютерного сверхразума.
Это уникальное время, время новых надежд. И мы живём в это время. По-моему, это прекрасно!
Как люди ощущают это? По-разному. Молодежь воспринимает происходящее, как должное. Она использует нейросети, как инструмент написания курсачей, как партнёра по общению, как психотерапевта, наконец.
Люди постарше, которые не сталкиваются непосредственно с нейросетями, относятся к этой теме скептически, наивно (имхо) предполагая, что на их лично жизнь происходящее повлияет мало.
А вот те, кто следит за этими процессами (в частности, среди имеющих отношение к айти), понимая, куда всё движется, наблюдают за всем этим со смешанным чувством восторга и страха. Восторга перед новыми возможностями и страха перед разнообразными угрозами, которые несёт новая ключевая технология.
То, что раньше было фантастикой, включая и положительные, и отрицательные аспекты, на наших глазах становится реальностью.
Это огромные «тёмные» фабрики, работающие без единого человека. Это машины с автопилотом. Это легионы роботов Илона Маска. Это модели, умеющие разговаривать лучше многих людей и играючи проходящие тест Тьюринга.
Но это и угроза потери рабочих мест (а это уже происходит целыми секторами экономики) , и машины-убийцы (привет, Терминатор и Матрица), да и просто перспектива получить под боком нечеловеческой разум, который тупо умнее тебя, но не обладает людской моралью.
К чему вся эта история приведёт, мы можем только догадываться. Может быть, всё так же, как и с космосом, закончится разочарованием. Но, скорее всего, нам потребуется много фантазии и напряжения ума , чтобы не оказаться в новой реальности в качестве обслуживающего персонала.
В любом случае, если мы не сможем сами придумать себе будущее, оно будет придумано за нас. Да здравствует новая научная фантастика!